Анализ первой главы поэмы В. Маяковского «Облако в штанах»

В.Маяковский — одна из самых значительных фигур в истории русской поэзии двадцатого века. В 1914 году В.Маяковский вместе с другими футуристами совершил поездку по России. В Одессе он познакомился с Машей Денисовой и полюбил ее. Горячие чувства поэта остались безответными. О них Маяковский написал в поэме «Облако в штанах».Эту поэму он назвал программной для себя вещью.

«Облако в штанах» — один из признанных шедевров поэзии Маяковского. Это именно лирическое про изведение. Обращение к любимой женщине становится у поэта основанием для разговора с людьми, со всем миром и даже с Богом. Маяковский говорил о поэме, что она являет собой «четыре крика четырех частей»: «долой вашу любовь», «долой ваше искусство», «долой ваш строй», «долой вашу религию».

Остановимся на первой главе поэмы. Она позволяет судить о силе поразившего поэта чувства. Ярко пере дает поэт острые переживания своего героя. Напряженность ожидания видна в колоколом бьющих словах:

Восемь.

Девять.

Десять.

Удивительные эпитеты находит Маяковский для описания состояние измученного ожиданием и отчаявшегося героя. Здесь поэт, как всегда, новатор и слово-творец. «Хмурый, декабрый» — говорит он.

Авторское повествование у Маяковского метафорично. К.Чуковский говорил об этом: «Образы Маяковского удивляют, поражают». Герой поэмы «жили стая громадина», сердце — «холодная железка». Он подчеркивает внешнюю силу своего героя — громадный, громадина — и его необыкновенную ранимость и чувствительность: «Горблюсь в окне….Скоро криком издерется рот». Одушевляет поэт весь внутренний мир своего героя, показывает пляску нервов. Как врач, заглядывает он в организм героя и наблюдает за происходящим.

Нервы —

большие,

маленькие,

многие! —

скачут бешеные,

и уже

у нервов подкашиваются ноги!

Интересен образ героини. Она «резкая, как «нате!». Ударом в самое сердце поражают героя ее слова о том, что она выходит замуж. Герой пытается со хранить внешнее спокойствие. Но в своих чувствах он подобен вулкану, некогда погубившему Помпеи. Любовь для него — пожар сердца. Грубыми кажутся не которые авторские сравнения. Но, как утверждают литературоведы, Маяковский не огрубляет лексику, а раздвигает лексический диапазон. Это позволяет ему создавать ощущение крайне напряженности, экспрессивности речи.

Огромную роль в передаче чувств героя играет ритмика стиха. У Маяковского она строится на принципиально иных, нежели в классической поэзии, принципах. Сам поэт говорил, что «ритм — основная сила, основная энергия стиха». Богат ритмикоинтонационный рисунок в «Облаке в штанах». Умело пользуется Маяковский рифмой. Она у него тоже сугубо индивидуальна. Рифма Маяковского имеет большую смысловую выразительность и выполняет организующую роль.

Любовь героя отвержена, и это приводит его к отрицанию любви — сладкоголосого песнопения. Подлинная любовь, по Маяковскому, очень сложна, она при носит глубокие страдания. Она равнозначна самой жизни.

Маяковский — неповторимый, оригинальный поэт, тонкий и ранимый лирик.