«Обломов без своего «Сна» был бы созданием неоконченным, не родным всякому из нас…» (А. Дружинин)

«Где мы? В какой благословенный уголок земли перенес нас сон Обломова? Что за чудный край!» Там «нет ничего грандиозного, дикого и угрюмого», «ни страшных бурь, ни разрушений не слыхать в том краю», «все сулит там покойную долговременную жизнь до желтизны волос и незаметную, сну подобную смерть». С первых же слов описания Обломовки, малой родины главного героя романа И.А.Гончаров вводит нас в мир, отличный от обычного — исполненного суеты и движения, мир, где нет места тревогам, заботам и любому волнению. Для чего же писатель знакомит нас с Обломовкой и ее обитателями? Вспомним, что сон приходит к Обломову в ответ на его мучительный вопрос: «Однако … отчего я… такой?..». Для того чтобы читатель полнее осмыслил характер главного героя, не делал скоропалительных выводов, представляя Обломова персонажем глубоко отрицательным, автор и переносит нас на несколько лет на зад, в период формирования личности маленького Илюши Обломова.

Как известно, первые, еще неосознанные детские впечатления закладывают основу для дальнейшего развития и становления человека. Каким может вы расти ребенок, перед чьим взором протекал размеренный, лишенный каких-либо потрясений, не принимавший нововведений, патриархальный уклад жизни. Ребенок, чье естественное детское любопытство и активность подавлялись уже в самом зародыше. «Детский ум его наблюдает все совершающиеся перед ним явления; они западают глубоко в душу его, потом растут и зреют вместе с ним». Так растут вместе с Об ломовым инертность, лень, безответственность: «…его все тянет в ту сторону, где только и знают, что гуляют, где нет забот и печалей…».Оберегаемый в детстве от всех забот, потрясений, даже от «излишней» учебы, не приученный к самостоятельности, не обремененный ответственностью, главный герой романа не может и, взрослея, развить у себя качества, необходимые для полноценной жизни. Пассивность Обломова подкреплена его убеждением, что кто-то за него все сделает,— значит и уметь что-либо нет необходимости. Штольц упрекает Илью Ильича: «Ты свое уменье затерял еще в детстве, в Обломовке… Началось с неуменья надевать чулки и кончилось неуменьем жить».

Обломову претит служба. Стремление других людей преуспеть в той или иной жизненной сфере вызывает у него снисходительную усмешку, удовлетворение тем, «что нет у него таких пустых желаний и мыслей, что он не мыкается, а лежит вот тут, сохраняя свое человеческое достоинство и свой покой».Да, понятие о человеческом достоинстве, как, впрочем, и обо всем остальном, у Обломова своеобразное, взращенное Обломов кой, обломовщиной. Такая жизненная позиция передается там из поколения в поколение «с заветом блюсти ее целость и неприкосновенность». Любая работа воспринимается как наказание, душевные волнения являются чуть ли не дурным тоном.

Ребенок, взгляды на мир которого, формируются, как правило, под влиянием родителей и ближайшего окружения, воспринимал такой порядок вещей, как само собой разумеющееся. Не оказалось в тот момент рядом с ним человека, способного расширить, изменить его мировосприятие, открыть другие радости, новые возможности, стимулировать желание познавать и открывать собственный потенциал. Так можно ли обвинять Обломова в том, что он вырос именно таким — ленивым, скучающим барином-мечтателем? Скорее всего, нет, так же как нельзя полностью оправ дать его за бездарно прожитую жизнь, преданную ради спокойствия любовь.

И.А.Гончаров в своем романе хотел донести до читателя мысль о том, сколь губительна может быть для человека окружающая среда. «Обломовщина… не вся происходит по нашей собственной вине, а от многих, от нас самих независящих причин… «Сон Обломова» и должен объяснить, почему Илья Ильич стал таким, каким он показан в начале романа…»,— так писал Гончаров, спустя 20 лет после публикации Обломова.