«Слово о полку Игореве» — призыв к единению Русской земли

«Слово о полку Игореве» — одно из вершинных произведений древнерусской литературы, удивительный памятник прошлого Руси. Оно свидетельствует о высоком уровне культуры и национального самосознания русского народа той эпохи.

Написанное в конце XVII века, «Слово» нашло своего читателя лишь спустя шестьсот лет. «Слово о полку Игореве» было открыто в 1795 году. Эта заслуга принадлежит графу А.И.Мусину-Пушкину, известному и удачливому коллекционеру памятников русской старины.

Подлинная рукопись «Слова» была уничтожена пожаром трагического 1812 года, но благодаря усилиям ученых первоначальный текст «Слова» был все же почти полностью восстановлен.

«Слово о полку Игореве» оказало значительное влияние на русскую литературу. Его переводами занимались В.А.Жуковский, А.Н.Майков, Н.А.Заболоцкий и другие. А.Н.Майков утверждал, что «появление «Слова» в печати сделало эпоху в нашем литературном мире…».

Текст «Слова» отличается сжатостью и образностью.

В произведении нашли отражение подлинные исторические события. Русь начиная с конца XI века страдала от жуткой междоусобицы и набегов половцев. В 1185 году состоялся поход на половцев новгород-северского князя Игоря Святославича, его брата Всеволода и сына Владимира.

Автор «Слова» с гордостью вспоминает те времена, когда Русь была едина, отчаянно призывает к объединению русичей, которые только совместно могут дать отпор половцам. Он рассуждает о событиях, дает им оценку. Еще Владимир Мономах, известный мудрец, говорил: «Если мы не прекратим междоусобий… то погибнет земля Русская и враги наши, половцы, возьмут землю Русскую».

Произведение отличает глубокая любовь к родине, острые переживания за ее судьбу.

Вся природа сочувствует участникам похода. В на чале похода она предвещает неудачу: солнце тьмою путь заступает, птицы и звери своим поведением обещают беду.

Князь Игорь решил пойти в безрассудно смелый поход на половецкого хана Кончака, не взвесив как следует своих сил и не продумав последствий похода.

Тогда Игорь воззрел на светлое солнце,

Увидел он воев своих, тьмою от него прикрытых, И рек Игорь дружине своей: «Братия и дружина! Лучше нам быть порубленным, чем даться в полон.

Сядем же, друга, на борзых коней

Да посмотрим синего Дона».

В первом бою одержала дружина Игоря славную победу. Помчала она в плен «красных дев половецких, а с ними и злато, и паволоки, и драгие оксами ты…».Однако недолгим было торжество русичей. Углубившись в степи половецкие, потерпели они поражение:

Черна земля под копытами
Костьми была посеяна,
Полита была кровию,
И по Русской земле взошло бедой
……………………………………………………
Билися день,
Бились другой,
На третий день к полдню
Пали знамена Игоревы.

И снова подчеркивает автор «Слова» сочувствие всей природы к русским воинам: «Поникает трава от жалости», деревья от печали к земле клонятся.

Разбудил Игорькнязь половцев для войны, но не готова была Русь к великому сопротивлению, потому что ее князья друг на друга «крамолу ковали».

Тоска разлилася по Русской земле, Обильна печаль потекла среди земли Русской.

Принялись разорять половцы землю Русскую, одерживая одну победу за другой, дань собирали беспощадно.

Гневное обвинение брошено автором «Слова» в адрес неблагоразумных князей: …два храбрых Святославича, Игорь и Всеволод, пробудили коварство, Едва усыпил его мощный отец их, Святослав грозный, великий князь Киевский. Гроза Святослав!

Силу и мужество Святослава, его рассудительность воспевает автор. Огромное значение в произведении имеет «злато слово» Святослава, которым он, горюя о безрассудном поступке своих сыновей, обвиняет русских князей в опасной и бессмысленной раздробленности.

Но горе, горе! Князья мне не в помощь! Времена обратились на низкое! Святослав воспевает достоинства каждого из князей и говорит, что, объединившись, они были бы непобедимой силой. Призывает Святослав русичей к объединению, к борьбе за родную землю. Горячей любо вью к родине наполнены его слова:

Вступите, вступите в стремя златое

За честь сего времени, за Русскую землю,

За раны Игоря, буйного Святославича!

Несомненное достоинство «Слова» — плач Яро славны. Это высокий образец лиризма. Плачет Яро славна о своем возлюбленном, горюет о нем, взывает о помощи ко всем силам природы. Плач Ярославны и еще тясяч таких, как она,— тоже укор русской междоусобице, оставляющей жен вдовами, а детей сиротами.

Роль «Слова» трудно переоценить. Оно — наглядный пример истинного патриотизма, истинной любви к родине, свидетельство драматичных событий русской истории.«Слово о полку Игореве» оказало и про должает оказывать значительнейшее влияние на всю русскую культуру и культуры других народов. Белинский сказал о «Слове», что это «прекрасный, благоухающий цветок славянской народной поэзии, достойный внимания, памяти и уважения».