Какая история у изделий из хрусталя?

Какая история у изделий из хрусталя?

  • История возникновения хрусталя являет собой тот редкий случай, когда запретительные указы властителей содействовали расцвету, а не гибели искусства. Правитель Британии Якоб I в 1615 году запретил использовать древесину в каком-либо ином производстве, кроме судостроения, и потому владельцы стекольных печей вынужденно перешли на угольное топливо. Далее произошла «научная случайность» – был обнаружен эффект обесцвечивания стекла в угольной печи. А 1676 году мастер Георг Равенскрофт, стремясь к прозрачности стекла, создал оригинальную рецептуру смеси с добавлением окиси свинца. При добавлении свинца происходят сложнейшие физико-химические процессы, в результате которых образуются весьма устойчивые комплексные соединения. Такой хрусталь не разрушается кислым, щелочным или спиртосодержащими жидкостями, поэтому становится более прочным. Естественно, этот первый хрусталь еще не обладал всеми видовыми признаками кристально-чистого, хрупкого и сияющего спутника изысканных приемов и торжественных ужинов. Однако спустя пару веков XIX столетия техническая новация британских стеклодувов пересекла Ла-Манш и обрела благодатный приют в небольшой деревушке французской провинции. Хрусталь – синоним изысканного стиля и шика – особенно привлекал царственных особ и прочих значительных персон, чьи гравированные монограммы на хрустальных сервизах иллюстрируют целую эпоху в мировой истории (Кароль Сиама, Теодор Д. Рузвельт, Махаммед V). На всемирной выставке в Париже в 1867 году взор российского императора Александра II, его августейших «коллег» и еще семи миллионов посетителей привлек сияющий фонтан из хрусталя. Семиметровый фонтан представлял собой конструкцию из канделябров, кувшинов, хрустальных сервизов и венчающих сооружение двух уникальных ваз алмазной гранки. Спустя некоторое время весь российский двор трапезничал за столами, сервированными исключительно хрустальными сервизами высочайшего качества.
  • Горный хрусталь — минерал, чистая природная двуокись кремния, бесцветная, прозрачная разновидность кварца, одна из кристаллических модификаций кремнезёма (SiO2). Чистые бездефектные кристаллы горного хрусталя встречаются относительно редко и высоко ценятся. Практическое значение имеют кристаллы размером от 3—5 см. Античные греки и римляне вырезали из горного хрусталя печати, сосуды, украшения. Ферсман писал, что у Нерона были два прекрасных кубка, вырезанных из идеально прозрачных кристаллов. Римские патриции летом охлаждали руки шарами из горного хрусталя. Из кристаллов вырезали зажигательные линзы, с помощью которых жрецы «божественным огнём» зажигали огонь на жертвенниках. http://ru.wikipedia.org/wiki/Горный_С… рустал СЊ#.D0.9C.D0.B5.D1.81.D1.82.D0.BE.D1.80.D0.BE.D0.B6.D0.B4.D0.B5.D0.BD.D0.B8.D1.8F.2C_.D0.BF.D1.80.D0.BE.D0.B8.D1.81.D1.85.D0.BE.D0.B6.D0.B4.D0.B5.D0.BD.D0.B8.D0.B5 Происхождение самого слова «хрусталь» объясняется просто. Оно созвучно греческому «кристалл» — именно так греки именовали кварц, не содержащий никаких примесей, идеально ровный и прозрачный, как кусочек льда. Из такого кварца делали парадные чаши, церковную утварь, линзы для разжигания огня и даже печати. Для Петра I был изготовлен самовар из цельного куска горного хрусталя (так стали называть чистый кварц и в России) . Впервые мануфактура, изготавливающая хрустальные изделия, была организована еще в XIII веке, в городе, получившем название Гусь Хрустальный. Идея создания искусственного хрусталя из стекла с добавлением окислов свинца принадлежит англичанам. Такая добавка придает стеклу особое сияние граней, прозрачность и «голос» . Считается, что для создания качественного хрусталя содержание добавок должно составлять не менее 24%. Только тогда материал приобретает абсолютную прозрачность. Вслед за англичанами многие производители стекла стали экспериментировать с различными добавками к стеклу, получаемому из кварцевого песка. Качество хрусталя удалось повысить за счет включения состав сырья борной кислоты, свинца, соединений сурьмы и мышьяка. Появились и дополнительные ингредиенты, позволяющие придать хрустальным изделиям цвет. Оказалось, что для окрашивания хрусталя в красный цвет достаточно добавить кадмий, в зеленый — окись меди, в синий — кобальт, в розовый — кремний. Окислы марганца придают хрусталю изысканный фиолетовый оттенок. Особых успехов в создании цветного хрусталя достигли чешские мастера, чья бижутерия славится по всему миру.
  • ИСТОРИЯ СТЕКЛОДЕЛИЯ В РОССИИ Большую роль в развитии русского цветного стеклоделия оказали работы в этой области М. В. Ломоносова и его Усть-Рудицская фабрика под Петербургом (1754-1765 гг.) . С 1760-х гг. цветное стекло выпускалось на Петербургском заводе, а с 1780-х гг. изделия из цветного стекла изготовляли многие частные заводы Г. А. Потемкина, Н. А. Бахметьева, Ф. Г. Орлова и др. Среди них выделяются работы завода Бахметьевых, основанного в 1764 г. в с. Никольском Пензенской губ. К концу XVIII в. облик изделий из прозрачного гравированного стекла несколько изменился. На искусство 1780-1790-х гг. оказали влияние формы и декор классицизма. На смену пышному барочному декору с резьбой и гравировкой приходит более скупая резьба и крупные рисунки с цветами на длинном стебле. Ножки бокалов к. 1780-х — н. 1790-х гг. декорируются «венецианскими нитями» молочного и красного стекла, а также введенной в толщу бесцветного стекла воздушной филигранью. В это время успешно развивал производство завод генерал-аншефа графа Ф. Г. Орлова, в селе Богородском Мосальского уезда Калужской губ. Постоянное совершенствование технологии производства стекла позволяли обогащать новыми красками палитру цветного стекла — помимо «золотого рубина», бирюзового, опалового, синего, фиолетового стекла, изготовлялись изделия из уранового стекла, «медного рубина», цветное смальтовое стекло и т. д. Большой популярностью во 2 пол. XIX в. в русском стекле пользовалась техника «нацвета», когда один слой стекла накладывался на другой, а грань, шлифовка позволяли создавать графический орнамент, играющий цветом. В конце XIX в. применялись новые технические приемы декорирования стекла: люстр, «ирризация», «кракле», травление и др. В 1890г. Императорский стекольный завод прекратил самостоятельное существование, став частью фарфорового завода. По существу, он превратился в своеобразную художественную мастерскую, какими были в Европе — ателье Эмиля Галле — основоположника «ар нуво» в стекле, в Америке — студия Луиса Комфорта Тиффани. В конце XIX в. в более выгодном положении оказались предприниматели, внедрявшие различные механизмы, новые технологии. С середины века на заводах России стало применяться прессованное стекло. Тогда это «тисненое» стекло воспринималось как очень дорогое, доступный лишь «высшим разрядам населения» предмет роскоши. Отдельные предметы выпускались малым тиражом. Возросло количество предприятий, выпускавших аптекарскую и парфюмерную посуду, бутылочное стекло, а также ламповое стекло и плафоны для керосиновых ламп. Среди многочисленных заводов рубежа веков можно выделить завод Болотиных в с. Ключино Вышневолоцкого уезда Тверской губ. , в 1870г. преобразованный из химического производства. (Ныне это завод «Красный Май».) Завод прославился настольными лампами с тюльпановидными плафонами, с фестончатым краем и тонким узором. Завод Бахметьевых снискал себе призвание и славу, соревнуясь в художественном качестве своих изделий с Петербургским казенным заводом и поставляя свою продукцию для царского двора. В кон. XVIII — нач. XIX в. завод прославил своими произведениями мастер А. П. Вершинин. Предприятие выпускало хрусталь с алмазной гранью, бесцветное и цветное стекло. Завод существует и ныне под названием «Красный гигант». Среди стеклозаводчиков XIX в. размахом своей предпринимательской деятельности выделялось семейство Мальцовых. Всему мальцовскому семейству в 1 пол. XIX в. принадлежало 24 стекольных предприятий. Дятьковская фабрика 1820 год Среди этих заводов, в основном специализировавшихся на производстве листового стекла и тары, выделяются Гусевский и Золотковский хрустальные заводы во Владимирской и Дятьковский в Орловской губерниях, существующие и по ныне и являющиеся лидерами отечественного стеклоделия. Во 2 пол. XIX в. из стекла производился широкий ассортимент художественной и бытовой посуды, в том числе приборы для письма, чернильницы, коробочки, печати, медальоны.. .
  • выдыхая мы создаём «ЧТО-ТО». что не подвласно практическому складу ума. И получаем воплащение идеи но очень хрупрокое как и сама задумка!