Когда и где зародился классицизм

Когда и где зародился классицизм

  • Франция, вторая половина 18 века. Как реакция на рококо.
  • Исторические корни классицизма. История классицизма начинается в Западной Европе с конца 16 столетия. В 17 в. достигает высшего своего развития, связанного с расцветом абсолютной монархии Людовика XIV во Франции и наивысшего подъема театрального искусства в стране. Классицизм продолжает плодотворно существовать и в 18 – начале 19 вв. , пока на смену ему не пришел сентиментализм и романтизм. Чем для искусства барокко была Италия, тем для светского искусства второй половины 17 века стала Франция. Наиболее ярким примером художественного ансамбля эпохи классицизма может служить комплекс Версаля. Версаль состоял из монументального дворца и строго организованной системы садов, бассейнов и фонтанов. Авторы архитектурных сооружений Версаля (1668—1689)—Луи Лево и Жюль Ардуэн-Мансар и спланировавший парк Андре Ленотр — подчинили весь замысел, от основной идеи до мельчайших деталей, строгому придворному этикету. За сдержанным спокойным фасадом Версальского дворца скрыты приемные залы, украшенные с неслыханной роскошью. Изучив поэтику Аристотеля и практику греческого театра, французские классики предложили правила построения в своих произведениях, опирающиеся на основы рационалистического мышления 17 в. Прежде всего, это строгое соблюдение законов жанра, разделение на высшие жанры – оду, трагедию, эпос и низшие – комедию, сатиру. Законы классицизма характернее всего выразились в правилах построения трагедии. От автора пьесы прежде всего требовалось, чтобы сюжет трагедии, а также страсти героев были правдоподобными. Но понимание правдоподобия у классицистов свое: не просто сходство изображаемого на сцене с действительностью, а согласованность происходящего с требованиями разума, с определенной морально-этической нормой. Как последовательная система классицизм складывается в первой половине 17 века во Франции. Его характеризует провозглашение идей гражданского долга, подчинение интересов личности интересам общества, торжество разумной закономерности. В это время широко используется темы, образы и мотивы античного и ренессансного искусства. Классицисты стремились к скульптурной четкости форм, пластической завершенности рисунка, к ясности и уравновешенности композиции. При этом для классицизма свойственно тяготение к отвлеченной идеализации, отрыв от конкретных образов современности, к установлению норм и канонов, регламентирующих художественное творчество. Крупнейшей фигурой классицизма был художник и теоретик Н. Пуссен. Для архитектуры французского классицизма 17 века были характерны логичность и уравновешенность композиций, четкость прямых линий, геометрическая правильность планов и строгость пропорций. Классицизм формировался как антагонистическое направление по отношению к пышному и виртуозному искусству барокко. Но, когда во второй половине 17 века классицизм стал официальным искусством абсолютистской монархии, он вобрал в себя элементы барокко. Это проявилось в архитектуре Версаля, в творчестве живописца Ш. Лебрена, скульптуров Ф. Жирардона, и А. Куазевокса. Создателем канона русской классической трагедии и комедии по праву считается А. П. Сумароков. Частое посещение спектаклей европейских трупп, гастролировавших в столице в 1730-е, способствовало формированию эстетического вкуса Сумарокова, его интереса к театру. Драматургический опыт Сумарокова не являлся прямым подражанием французским образцам. Восприятие Сумароковым опыта европейской драматургии произошло в тот момент, когда во Франции классицизм вступил в последний, просветительский этап своего развития. Сумароков следовал, в основном, Вольтеру. Бесконечно преданный театру, Сумароков заложил основы репертуара русской сцены 18 в. , создав первые образцы ведущих жанров драматургии русского классицизма. Его перу принадлежит девять трагедий и двенадцать комедий. Законы классицизма соблюдает и сумароковская комедия. «Смешить без разума – дар подлой души» , – говорил Сумароков. Он стал основоположником социальной комедии нравов.
  • В конце 17- начале 18 в. во Франции. ( стиль классицизм от лат. «classicus» — «образцовый ) Зарождался параллельно со стилем барокко. А его эволюцию в начале 19 в. завершил — стиль ампир, разновидность кл-зма (от фр. «empire» — империя).