С какого времени ангел хранитель Петропаловки защищает Петербург

С какого времени ангел хранитель Петропаловки защищает Петербург

  • Над Санкт-Петербургом высоко в голубом небе почти три века парит Золотой Ангел — Небожитель, спустившийся для раскрытия миру «Божьей воли и славы» . Пространство и время создали неповторимый феномен Санкт-Петербурга. На шпиле установлено основание фигуры ангела — позолоченное «яблоко» . Также смонтирован поворотный флюгер, с помощью которого ангел вращается вокруг своей оси. Ангел парит в небесах над городом и старается беречь его от несчастий. Санкт-Петербург имеет своих небесных покровителей. Ими являются: Пресвятая Троица, потому что именно в неделю Пятидесятницы был заложен Санкт-Петербург; святые апостолы Петр и Павел — именем апостола Петра назван город; святой благоверный князь Александр Невский, святая блаженная Ксения Петербургская, святой праведный Иоанн Кронштадский и Царь мученик Николай. А в самом городе существует мистическое поле защиты, вара . Она создана образами четырех хранителей духовного наследия России, избранных из их множества. Это русский полководец А. В. Суворов. Он запечатлен для нас в образе античного бога Марса. Этот памятник является аллегорией воинской Доблести и Славы. Петр 1 — основатель Санкт-Петербурга. Его образ — это образ «Медного Всадника », вздыбившего коня на краю дикой скалы. К третьему образу можно отнести Золотого Ангела на шпиле Петропавловского собора, он является видимым символом небесных покровителей Санкт-Петербурга. И четвертой, самой значимой святыней Санкт-Петербурга, является образ Богоматери, представшей перед нами в чудотворной иконе Пресвятой Богородицы Казанской. Эта икона и мощи святого благоверного князя Александра Невского царем Петром 1 были положены в духовное основание города. Если предназначением Ангела является защита мироздания от проявлений сил зла, и он в этом ответственен перед Богом, то с каждым из оставшихся символов, призванных защищать город, связана своя легенда: пока он находится в Санкт- Петербурге — город будет жить и враг не ступит на его землю.
  • Ангел на шпиле собора Святых Петра и Павла одной рукой держит крест. Пальцы другой руки, воздетой к небу, сложены «козой» . Ангел — флюгер. Флюгер – ангел. Из жизни флюгера: ныне существующая фигура ангела – это уже четвертый вариант. Номер один – был творением Трезини. Этот крылатый погиб при пожаре. Через десять лет ангел возродился из пепла, но снова вмешался злой рок — ураган оборвал его крылья. Ринальди взялся за возрождение третьего флюгера. Но и с ним что-то случилось, и кровельный мастер сумел без строительства лесов отремонтировать третий вариант фигуры ангела и крест. За что был пожалован 5000 рублями, медалью и правом бесплатно пить во всех кабаках.
  • Доминантой крепости и города стал шпиль Петропавловского собора. Его строительство началось в 1712 году по проекту Доменико Трезини. Питер уже объявлен столицей государства. Двор, знать, послы – все начали обживать чухонские болота. Петр хотел, чтобы город силуэтом напоминал любимую Голландию. Шпиль должен был подчеркнуть могущество и богатство России, и в то же время «сблизить» ее с Европой. Достроили к лету 1733 года. А через 23 года – удар молнии, пожар… Сгорели шпиль, колокольня, привезенные из Голландии часы с курантами в 35 колоколов. (Сохранились лишь 12 из них, до сих пор висящих в нише колокольни собора) . На том, 112-метровом, обитом медными позолоченными листами шпиле, в 1724 г. , за несколько месяцев до кончины, наблюдал сам Петр Великий. Это была идея Трезини – увенчать шпиль фигурой Ангела. «Надлежит делать ангела летающего из листовой меди, который будет поставлен на вершине шпиля.. . и будет держать в руках крест» . Ангела Трезини подсмотрел на ратуше голландского города Маастрихт. Получился он в духе времени – «легковесное дитя барокко, летящее параллельно земле и держащее в вытянутых руках крест. Вот этот-то Ангел и рухнул в ночной грозе 30 апреля 1756 г. Ну, делать нечего, надо восстанавливать. Рядили долго. Самые выдающиеся архитекторы тех лет почли за честь предложить свой вариант нового собора. Но и у Чевакинского, и у Ринальди, и у Фельтена он выглядел существенно иначе предыдущего. В конце концов, Екатерина II – но мудрая была женщина – выслушав всех, в 1776 году постановила: «делать оную точно так, какова прежде была, понеже все прочие планы не столь красивы» . Руководил работами немец Брауэр, а рубили деревянный шпиль плотники во главе с русским мастером Еремеевым. В работе он был «зол и вельми искусен» , но любил заложить за воротник. До того, что из крепости его выпускали под присмотром караульного солдата. Благодаря такой воинской хитрости в 1774 г. Ангел вновь воссиял над городом. Но 10 сентября 1777 г. – случилось стихийное бедствие, началось знаменитое наводнение. Ураганным ветром Ангелу оторвало крылья, погнуло фигуру. Ангелу сделали пластическую операцию – уменьшили вес и размеры. Его высота стала 3,2 метра, размах крыльев – 3,8 метра, высота креста – 6,4 метра. Но главным решением, позволявшим снижать силу ударов стихии, стало изменение его расположения так, чтобы центр тяжести совпадал с вертикальной осью шпиля. Стиль барокко взявшийся за дело Антонио Ринальди поменял на каноны классицизма. Фигура Ангела была сконструирована наподобие флюгера и стала вращаться на оси под порывами сильного ветра. В 1778 г. новый – уже третий Ангел – занял свое место. Этот Ангел Ринальди одной рукой держался за крест, а второй благословлял город. На золочение шпиля пошло 2.519 червонцев. Он стал выше на 5 метров. На башне появились часы знаменитого голландского мастера курантных дел Ортона Класса. Этот Ангел прожил более 70 лег. Сильно приболел однажды, когда штормом накренило крест и опять прогнуло фигуру в 1829 году. «Лечил» его кровельщик Петр Телушкин, житель села Вятское Ярославской губернии. Телушкин предложил исправить повреждения без сооружения лесов и просил оплатить лишь расходы на материалы, необходимые для работы. В октябре 1830 года Телушкин прикрепил к фигуре парящего Ангела новое крыло, восстановил сорванные места обшивки и заново позолотил всю поверхность шпиля. На все у кровельщика ушло три недели (по другим сведениям – шесть) . За эту работу ему все же поначалу заплатили 500 рублей. В 1831 г. мастер был принят Николаем I. Умельцу была дарована серебряная медаль на Аннинской ленте с надписью «За усердие» , а также премия в 5.000 рублей! .
  • Особое место в ансамбле крепости занимает Петропавловский собор, построенный в 1713-1733 годах по проекту Трезини на месте деревянной церкви, заложенной во имя апостолов Петра и Павла. Собор украшен золоченым шпилем высотой в 122,5 метра, который венчает фигура летящего ангела, ставшего символом города на Неве