Тмутаракань-где это?

Тмутаракань-где это?

  • Тмутарака’нь (Тмуторока’нь) , также известна, как Гермонасса, Таматарха — древний город на Таманском полуострове на территории современной станицы Тамань Темрюкского района Краснодарского края. Городище раскопано частично, так как большая часть его находится под жилой застройкой. Толщина культурного слоя достигает 12 метров. Раскопки производились с XIX до середины XX веков. В настоящее время территория раскопок объявлена заповедником, в перспективе создание музея-заповедника под открытым небом. Многолетние археологические исследования и письменные источники позволили идентифицировать городище со следующими историческими именами: Греческий (боспорский) полис Гермонасса (VI век до н. э. — IV век н. э. ) Вероятнее всего (как следует из координат, оставленных Птолемеем) , Гермонасса находилась у совр. ст. Сенная, там где традиционно помещают Фанагорию. В Тамани же размещался какой-то другой город, возможно, переместившаяся с конца косы Корокондама. Византийский (или зависимый от Византии) город Таматарха (Матарха) (VII век) . Хазарская (VIII — перв. половина X) Таматарха, Матлука, а также Самкерц, Самкуш. Арабские источники этого периода называют город Самкуш ал-йахуд (то есть Еврейский Самкуш) что может указывать о существовании здесь большой еврейской общины, или о распространении иудаизма у хазарской знати. Тмутаракань (Тмуторокань, Тмутороконь, Тьмуторокань, Тмуторотань, Торокань) — столица древнерусского Тмутараканского княжества (втор. половина X—XI). После разгрома Хазарского каганата в 965 киевским князем Святославом Игоревичем город перешёл под власть Руси. В это время известен, как крупный торговый город с хорошей гаванью. Через Тмутаракань поддерживались политические и экономические связи между русскими княжествами, народами Северного Кавказа и Византией. В городе жили касоги (адыге) , греки, аланы (осетины) , русские и армяне. Тмутаракань в X веке была обнесена мощной стеной из кирпича. В 1023 князь Мстислав Владимирович, правивший в Тмутаракани с 988 по 1036, построил здесь церковь Богородицы. В 1068 князь Глеб измерил море от Тмутаракани до Корчева (см. Тмутараканский камень) . Половецкая Матарха (XII — перв. половина XIII). Татарская Матрика (середина XIII — начало XIV). Генуэзская Матрега (XIV—XV). Другие Тмутаракани В «Списке русских городов дальних и ближних» , помещавшимся обычно в летописях и сборниках XV — XVII вв. , упоминается город Тмутаракань, показанный между Мирославицами и Остречьским городом на Десне, т. е. на левом берегу Днепра. Такое использование исторического южного топонима для именования нового города встречается в этом списке и в случае города Корсуни на Роси, существующего и поныне и названного по имени византийской Корсуни-Херсонеса в Крыму. Село Торокань существовало также в XIX в. в Кобринском уезде Гродненской губернии
  • Родилась и выросла она в теплом краю на берегу Русского моря, Где -то совсем уже недалеко ждала их Тмутаракань, бИтак, Никон в апреле 1073 года ушел в Тмутаракань, за «Божьей правдой», где жил до 1077 годализкая и недосягаемая. Особенно же много загадок в истории и географии Тмутараканского княжества, располагавшегося где-то на далекой периферии тогдашней Руси. Письменные источники дают весьма сжатые сведения, поэтому споры специалистов заключены в традиционные рамки и подчас малопродуктивны. Большинство исследователей ныне принимают местонахождение Тмутаракани на месте Таманского городища, современной станицы Таманской (античной Гермонассы) . Но это, скорее, застарелая (с конца XVIII века) традиция, чем доказанный факт. Раскопки средневековых слоев на Таманском городище в 1955 году экспедицией под руководством Б. А. Рыбакова открыли фундамент русской церкви, обнаружили славянскую керамику X — XI веков, и, казалось, укрепили идентификацию Тмутаракани и Тамани. Но фактически подтверждено только существование русского поселения в этом месте. А может быть, это был только русский квартал (слобода) в византийско-хазарском городе? Недаром ведь среди монетных находок X — XI веков 47 процентов составляют монеты византийские, а русских там значительно меньше. Считать при этом город столицей русского княжества — более чем натяжка. Прямые письменные свидетельства о нахождении Тмутаракани на месте Таманского городища отсутствуют. Косвенно на это может указывать надпись на знаменитом Тмутараканском камне, найденном именно в Тамани. Ныне, после долгих сомнений и многочисленных жарких споров, он практически всеми признается подлинным. Но и признавая подлинность камня, мы только определяем, откуда князь Глеб «мерил море» . От Тмутаракани — да. Но было ли это в надписи обозначением «града» или границы княжества? Ведь в письменных источниках Тмутаракань выступает то как княжество, то как град (столица) , то как остров, а в «Слове» и как «земля незнаемая» . Почему один из основных источников — Киево-Печерский патерик — неизменно говорит (словами Никона) не о Тмутаракани, но о Тмутараканском острове, в отличие от других, в том числе русских, источников? Никон приходил в княжество посуху. Это означает, он шел из Руси (Киева) «залозным путем» , обходя Азовское море с востока. Путь этот должны были постоянно использовать русские князья с дружинами. Он сохранялся еще в конце XVIII века, и им на Кубань ехал в кибитке А. В. Суворов.
  • в тридесятом царстве))
  • где-то за тридевять земель: -)
  • это где то в жопе
  • не смотря на то, что в русской разговорной речи Тмутаракань ассоциируется с чем-то недосягаемо далёким и неизвестным и обычно с пренебрежительным оттенком …такой город все же существовал… . Тмутаракань (Тмуторокань, Тмутороконь, Тьмуторокань, Тмуторотань, Торокань) — столица древнерусского Тмутараканского княжества (втор. половина X—XI). После разгрома Хазарского каганата в 965 киевским князем Святославом Игоревичем город перешёл под власть Руси. В это время известен, как крупный торговый город с хорошей гаванью. Через Тмутаракань поддерживались политические и экономические связи между русскими княжествами, народами Северного Кавказа и Византией. В городе жили касоги (адыге) , греки, аланы (осетины) , русские и армяне. В 1068 году князь Глеб измерил море от Тмутаракани до Корчева и поставил мраморную плиту с русской надписью «В лето 6576 индикта 6 Глеб князь мерил море по леду от Тмутороканя до Корчева 14000 сажен». Раскопки Тмутаракани производились с 19 до середины 20 вв. Сохранились остатки мощных оборонительных стен из кирпича 10 в. , домов, собора и др. Сейчас, это — Памятник Археологии! Эта местность на Таманском полуострове — на территории современной станицы Тамань Темрюкского района Краснодарского края, около Лысой горы и именно тут находился монастырь преподобного Никона Киево-Печерского и Тмутараканского… . ….и выглядит сейчас вот так… .
  • нижняя волга кажись
  • Тмутаракань — русское княжество X — XII веков за дальними пределами тогдашней Руси — столь же знаменита, сколь и малоизвестна. Связанные с ней вопросы возникают, обсуждаются, во многом остаются нерешенными вот уже более двухсот лет. Большинство исследователей ныне принимают местонахождение Тмутаракани на месте Таманского городища, современной станицы Таманской (античной Гермонассы) . Но это, скорее, застарелая (с конца XVIII века) традиция, чем доказанный факт. Раскопки средневековых слоев на Таманском городище в 1955 году экспедицией под руководством Б. А. Рыбакова открыли фундамент русской церкви, обнаружили славянскую керамику X — XI веков, и, казалось, укрепили идентификацию Тмутаракани и Тамани. Но фактически подтверждено только существование русского поселения в этом месте. А может быть, это был только русский квартал (слобода) в византийско-хазарском городе? Недаром ведь среди монетных находок X — XI веков 47 процентов составляют монеты византийские, а русских там значительно меньше. Считать при этом город столицей русского княжества — более чем натяжка. Прямые письменные свидетельства о нахождении Тмутаракани на месте Таманского городища отсутствуют. Косвенно на это может указывать надпись на знаменитом Тмутараканском камне, найденном именно в Тамани. Ныне, после долгих сомнений и многочисленных жарких споров, он практически всеми признается подлинным. Но и признавая подлинность камня, мы только определяем, откуда князь Глеб «мерил море». От Тмутаракани — да. Но было ли это в надписи обозначением «града» или границы княжества? Ведь в письменных источниках Тмутаракань выступает то как княжество, то как град (столица) , то как остров, а в «Слове» и как «земля незнаемая». Почему один из основных источников — Киево-Печерский патерик — неизменно говорит (словами Никона) не о Тмутаракани, но о Тмутараканском острове, в отличие от других, в том числе русских, источников? Никон приходил в княжество посуху. Это означает, он шел из Руси (Киева) «залозным путем», обходя Азовское море с востока. Путь этот должны были постоянно использовать русские князья с дружинами. Он сохранялся еще в конце XVIII века, и им на Кубань ехал в кибитке А. В. Суворов. Путь русских на западный край Таманского полуострова, то есть в Тмутаракань, проходя вокруг Азовского моря, у современного Темрюка должен был пересечь сначала восточную протоку Кубани и далее идти к западу между Азовским морем и Ахтанизовским лиманом. На пути к Таманскому городищу предстояла еще одна переправа, чтобы попасть на западный остров (в XVIII веке называвшийся Таманским) . В любом случае Никон вблизи современного Темрюка должен был переправиться через широкие плавни Кубани и, следуя к западу, оставить в тылу огромный Ахтанизовский лиман. На пешего (конного) путника это не могло не произвести впечатления отделения от материка. В 1927 году А. С. Башкиров указал на местности по геоморфологическим и археологическим признакам местоположение древнего широтного протока (гирла) Кубани, разделявшего острова Фанагорию и Гермонассу. Это — обрамленное древними курганами болотистое продольное понижение от западного края Ахтанизовского лимана к средней части Таманского залива на месте нынешней Шимарданской бухты. Протока здесь вполне могла существовать и во времена Тмутараканского княжества. И вот на Фанагорийском «острове», под горой Бориса и Глеба, В. В. Туманов (1997) с группой школьников обнаруживает средневековую керамику (славянскую? русскую?) , возможные следы келий Никонова монастыря. Соответственно он предполагает, что именно это место, в 25 километрах восточнее общепринятого, занимала легендарная Тмутаракань. Между прочим, предание о существовании на «так называемой Борисовой горе» вблизи Ахтанизовской станицы некогда обширного языческого храма, а затем монастыря сохранялось еще в середине XIX века. Если принять, как это резонно и сделал В. В. Туманов, что монастырь Никона пещерный, то искать его на западе у Таманског
  • читайте М. Ю. Лермонтова, у него в одной из классических произведений упоминается, только не Тмутаракань, Тьмутаракань если мне память не изменяет