Кто придумал матрёшку? Какими бывают эти русские красавицы? Почему…

Кто придумал матрёшку? Какими бывают эти русские красавицы? Почему эта точеная кукла стала называться матрёшкой?

  • Матрешка — что за кукла!Меня зовут Матрешка, родом я из.. . в общем, все по порядку.Честно говоря, откуда я появилась и кто мои настоящие родители, никто не знает. У моей истории есть две версии. Некоторые утверждают, что меня, как уникальную складную игрушку, сделали в Японии на острове Хонсю. Говорят, что оттуда в конце XIX века меня привезла жена русского мецената Саввы Мамонтова (1841—1918). С другой стороны, по словам некоторых японцев, впервые идею создать такую удивительную куклу им привез один русский монах. Но как бы там ни было, сама идея понравилась русским мастерам, и вот на свет появилась Матрешка.В конце 1880-х годов в России начала развиваться экономика и культура. В то же время русские хотели сохранить свою народную традицию. Желая возродить русскую культуру, вокруг Мамонтова начала собираться русская интеллигенция, включая таких известных художников, как Илья Репин, Виктор Васнецов и Михаил Врубель. Чтобы запечатлеть жизнь русского крестьянства, в Подмосковье были построены мастерские. Туда из всех уголков страны свозились народные поделки, игрушки и куклы.Профессиональный художник Сергей Малютин первый нарисовал меня, но выглядела я немножко не так, как сейчас. Хотели, чтобы я изображала круглолицую крестьянскую девушку с ясными глазами. Я была в русском сарафане, с гладкой, аккуратно убранной под нарядный платок прической. Внутри меня мал-мала меньше располагались другие фигурки. Они были одеты в косоворотки, рубахи, поддевки и фартуки. И вот по этим-то эскизам Малютина приблизительно в 1891 году меня изготовили в Москве.Я неоднократно задавала себе вопрос: почему меня так назвали? Оказывается, в конце XIX века самое популярное в России женское имя было Матрена (ласково Матрешка) . Это имя, образованное от латинского корня слова матрона, означает «мать» , «почтенная женщина» или «мать семейства» . Также вкладывание одной фигурки в другую символизировало продолжение жизни и плодородие.Не так-то легко сделатьПытаясь сделать меня, сколько же материала люди перепортили, а так ничего у них и не получилось. И это не случайно, до недавнего времени это был секрет. И только немногие становились моими обладателями. Но теперь я поделюсь с вами секретом.Чтобы меня изготовить, требуется большое мастерство. Сначала важно подобрать подходящий вид древесины. Из-за мягкости в основном выбирают липу, реже ольху или березу. Деревья обычно срубают ранней весной, снимают кору, но не полностью, чтобы во время сушки древесина не давала трещин. Затем тщательно складируют бревна и хранят несколько лет в хорошо вентилируемом месте, чтобы они высыхали.К обработке древесины необходимо приступать тогда, когда она ни сухая, но и ни сырая. Только мастер может определить кондицию сырья. Каждая заготовка проходит около 15 операций. Самую маленькую куклу в серии — неразборную — делают первой. Порой ее можно разглядеть лишь пристально всматриваясь, иногда для этого необходима лупа.Когда «малышка» готова, мастер начинает следующую фигурку, в которую войдет первая. Заготовка необходимой высоты обрабатывается и разрезается на верхнюю и нижнюю части. Первой делается нижняя часть. Затем удаляют древесину изнутри обеих частей второй куклы так, чтобы меньшая кукла плотно вставлялась внутрь. Кстати, настоящему мастеру замерять не нужно, достаточно опыта. Потом он повторяет процесс, делая немного бо’льшую куклу, в которую войдут две предыдущие.Количество кукол колеблется от 2 до 60. Самая большая может быть с человеческий рост!
  • В девяностых годах XIX века в Московскую игрушечную мастерскую «Детское воспитание» А. Мамонтова привезла из Японии фигурку добродушного лысого старика мудреца Фукурума. Она представляла собой несколько вложенных одна в другую фигурок. Токарь по дереву Василий Звездочкин, работавший тогда в этой мастерской, выточил из дерева похожие фигурки, которые также вкладывались одна в другую, а художник Сергей Малютин расписал их под девочек и мальчиков. На первой матрешке была изображена девушка в простонародном городском костюме: сарафане, переднике, платочке с петухом. Игрушка состояла из восьми фигур. Изображение девочки чередовалось с изображением мальчика, отличаясь друг от друга. Последняя изображала спеленатого младенца.Имя «Матрена» тогда было широко распространенным. Отсюда и пошло название — «матрешки».Сегодня матрешкой называют только те точеные и расписанные деревянные игрушки-сувениры, которые состоят из нескольких вкладывающихся одна в другую. Игрушки, не вкладывающиеся одна в другую, — просто «точеная игрушка».В начале 1900-х гг. мастерская «Детское воспитание» закрылась, но изготовление матрешек стало продолжаться в Сергиевом Посаде, что в 70 километрах севернее Москвы, в учебно-показательной мастерской. Первые матрешки продавались дорого, но все равно привлекали покупателей и пользовались большим спросом. Изготовление матрешек быстро распространилось по Сергиеву Посаду, появились мастерские Ивановых, Богоявленских. Переехал сюда и Василий Звездочкин. Вокруг Сергиева Посада было много лесов, а в нем самом — опытных токарей по дереву. Изготовление матрешек стало настолько распространенным явлением, что заказы на производство стали поступать даже из Парижа, продавались они и в Германии, на знаменитой Лейпцигской ярмарке. В начале XX века начался массовый вывоз матрешек за границу. Роспись матрешек стала красочней, разнообразней. Изображали девушек в сарафанах, в платках, с корзинами, узелками, букетами цветов. Появились матрешки, изображающие пастушков со свирелью, и бородатых стариков с большой палкой, жениха с усами и невесту в подвенечном платье. Фантазия художников не ограничивала себя ничем. Матрешки компоновались по самому разному принципу, чтобы отвечать основному своему назначению — преподносить сюрприз. Так, внутри матрешки «Невеста и жених» помещались родственники. Матрешки, отражающие эти темы, были приурочены к определенным датам. Кроме семейной тематики были матрешки, рассчитанные на определенный уровень эрудиции, образованности. Так, к 100-летию со дня рождения Н. В. Гоголя были изготовлены матрешки, изображавшие героев его произведений: персонажи комедии «Ревизор» (Хлестаков, городничий, судья, почтмейстер и другие) . В 1912 г. , к столетию Бородинской битвы, были выполнены матрешки «Кутузов» и «Наполеон». Внутри этих матрешек помещались фигурки поменьше, на которых были изображены сподвижники, члены их штабов, участники военных советов. Много матрешек были посвящены обрядам, фольклору. Всегда привлекали внимание матрешечников темы сказок. Иллюстрировались «Репка», «Золотая рыбка», «Иван царевич», «Жар-птица» и др. Матрешки обогащались не только росписью, но и усложнялись количеством вкладываемых фигурок. Так, в начале века в Сергиевом Посаде уже изготавливались матрешки, насчитывающие до 24 вкладышей, а в 1913 г. токарь Николай Булычев побил своеобразный рекорд, выточив 48-местную матрешку. В этом же году в Сергиевом Посаде организовалась кустарно-промышленная артель игрушек, что говорило о том, что спрос увеличивался и приносил немалый доход.Матрешка распространялась, стали изготовляться далеко за пределами Сергиева Посада — в Семеновском районе Нижегородской губернии. В чем-то она была похожа, но во многом отличалась. Если в Сергиевом Посаде матрешку видели приземистой и плотной, то семеновские мастера точили ее более стройной и вытянутой, изображали бойких девушек-красавиц в ярких полушалках.
  • Матрешка — от имени первой куклы, на которой художник Малютин изобразил девочку, держащую подмышкой черного петуха.
  • Хотя матрёшка и завоевала давно репутацию символа нашей страны, её корни отнюдь не русские. По самой распространённой версии история матрёшки берёт своё начало в Японии.Япония – страна множества богов. Каждый из них за что-то отвечал: либо за урожай, либо помогал праведникам, либо был покровителем счастья искусства. Японские божки разнообразны и многолики: весёлые, разгневанные, мудрствующие. Японцы верили, что человек имеет несколько тел, каждому из которых покровительствовал какой-либо бог. Целые комплекты фигурок-божков были популярны в Японии. Первой такой забавой стала фигурка буддийского мудреца Фукурумы, добродушного лысого старика, который отвечал за счастье, процветание и мудрость.Принцип матрешки пришел в русскую культуру из японской религиозной традиции в виде разукрашенного яйца. На Востоке яйцо всегда было символом зарождения новой жизни. Яйцо в яйце — принцип существования жизни. Совершенное в совершенном, подобное в подобном, одно во ссех и все в одном — полное единообразие, в котором японцы видят высший смысл и красоту бытия. Такой симбиоз фигурок богов и символа совершенства и создал русскую матрешку.В России матрешка появилась в 1890 году. Ее прообразом стала точеная фигурка буддийского святого Фукурума, которую привезли с острова Хонсю в подмосковную усадьбу Абрамцево. Фигурка изображала мудреца с вытянутой от долгих раздумий головой, она оказалась разъемной, и внутри была спрятана фигурка поменьше, которая тоже состояла из двух половинок. Всего таких куколок оказалось пять.По образу этой игрушки токарь Василий Звёздочкин выточил фигурки, а художник Сергей Малютин расписал их. Он изобразил на фигурках девочку в сарафане и платке с черным петухом в руках. Игрушка состояла из восьми фигурок. За девочкой шел мальчик, затем опять девочка и т. д. Все они чем-нибудь отличались друг от друга, а последняя, восьмая, изображала завернутого в пеленки младенца. Она так и называлась — «Девочка с петухом».Распространенным именем в то время было имя Матрена — так и появилась всеми любимая Матрешка. Первые русские матрёшки были созданы в Сергиевом Посаде как забава для детей, которые помогали усвоению понятий формы, цвета, количества и размера. Стоили такие игрушки достаточно дорого.Появление в России в самом конце прошлого века матрешки не было случайным. Именно в этот период в среде русской художественной интеллигенции начали всерьез заниматься коллекционированием произведений народного искусства, а также пытались творчески осмыслить национальные художественные традиции. Помимо земских учреждений на средства меценатов организовывались частные художественные кружки и мастерские, в которых под руководством профессиональных художников обучались мастера и создавались предметы быта и игрушки в русском стиле. Интерес к матрешке объясняется не только оригинальностью ее формы и декоративностью росписи, но и, вероятно, своеобразной данью моде на все русское, распространившейся в начале XX века благодаря “русским сезонам” С. П. Дягилева в Париже.
  • Матрёшка (уменьш. от имени «Матрёна» , восходящего к латинскому слову «Matrona» — знатная дама, мать семейства) — русская деревянная игрушка в виде расписной куклы, внутри которой находятся подобные ей куклы меньшего размера. Число вложенных кукол обычно шесть или более. Почти всегда они цилиндрической формы. У них нет рук (они просто нарисованы) . По традиции рисуется женщина в сарафане, хотя внутри может быть и мужчина. Самой маленькой фигурой, которая уже не раскладывается, является ребёнок. Темы для рисования могут быть очень разными: от сказочных персонажей и до политических деятелей.Матрёшка является одним из самых популярных сувениров для иностранных туристов в России. Считается [источник?] , что русская матрёшка была выточена по образцу, привезённому из Японии. По некоторым данным [источник?] , матрёшки появились в России только после Русско-японской войны и возвращения из Японии в Россию военнопленных.Изобретение формы русской матрёшки приписывается токарю В. П. Звёздочкину в 1890-х годах, а автором первой росписи был профессиональный художник С. В. Малютин. Из воспоминаний Звёздочкина следует, что ему не доводилось видеть японских точёных игрушек [1]. Кроме того, ещё до появления матрёшки русские мастера изготавливали деревянные пасхальные яйца, которые были разъёмными и полыми. Таким образом, вопрос о прямой преемственности между японской и русской матрёшкой остаётся не вполне ясным. В 1900 году М. А. Мамонтова, жена С. И. Мамонтова представила кукол на Всемирной выставке в Париже, где они заработали бронзовую медаль. Вскоре, матрёшек начали делать во многих местах России.
  • Общее мнение о матрешке как об исконно русской древней игрушке, к сожалению, только миф. Первая русская матрешка была выточена и расписана в московской игрушечной мастерской только в 90-х годах XIX века, по образцу привезенному из Японии. Этот японский образец, выполненный с большим юмором, представлял собой множество вставляемых друг в друга фигурок японского мудреца Фукурума — лысоватого старичка с головой вытянутой вверх от многочисленных раздумий. А первая отечественная матрешка представляла собой детскую группу: восемь кукол изображали детей разных возрастов, от самой старшей (большой) девушки с петухом до завернутого в пеленки младенца. Первые матрешки, которые выпускались артелью «Детское воспитание» хоть и предназначались детям, стоили дорого и пользовались спросом скорее у взрослых. На конец XIX века пришелся настоящий матрешечный бум. В ответ на неожиданный спрос появились и производители. Уже через несколько лет практически весь Сергиев Посад рисовал матрешек. Именно там оказалось и множество опытных токарей, и отличный материал: береза и липа. Рисовали семейными артелями и старики и дети. В основном русские матрешки изображали девушек и женщин: в русских сарафанах и платках, с корзинкой, цветами, хлебом-солью и т. п. За границей, особенно в Германии и Франции, российские матрешки оказались особенно популярны, и в начале 20 века начался массовый вывоз матрешек за границу. Матрешечный бизнес оказался настолько прибыльным, что вскоре появилось еще несколько центров матрешечного дела: в г. Семенове Нижегородской губерниии и с. Полхов-Майдан. Более того, именно тогда стали появляться и первые заграничные подделки. Несколько немецких фирм вытачивали и разрисовывали матрешки, выдавая их за русские. Несмотря на то, что и до сих пор можно встретить матрешек неожиданных форм: шаро- или конусообразных, в форме шкатулок и укладок для бутылок, самыми популярными были и остаются фигурки имитирующие женское тело, правда сергиевские куклы как правило плотнее и приземистее семеновских. Кроме популярных за границей матрешек, изображавших «русских баб и девок», артели стали выпускать исторических матрешек (Кутузов, Наполеон) , литературных (с персонажами из «Репки», «Иван Царевича», «Золотой Рыбки»). Что касается количества мест, то самой распространенной и поныне самой популярной является пятиместная матрешка. Однако часто встречаются также матрешки в три- семь- десять- пятнадцать мест. Последнее, кстати, не предел. В 1913 году была выточена 48-ми местная матрешка. Правда, такая кукла большая редкость, её изготовление требует большого мастерства от токаря, а массовый выпуск таких матрешек невозможен. Как и сто лет назад, теперь в Сергиев Посаде и Семенове вновь рисуют целыми семьями. Фабричные матрешки, выпускаемые там же, оказываются неконкурентоспособными и слишком дорогими. Кстати современные матрешки наименее токсичны. Если дореволюционные «кропильщицы» (рисовальщицы) использовали масло, а на советских фабриках — анилиновые краски, то теперь рисуют в основном гуашью, реже акварелью или темперой. Могут встречаться некрашеные образцы (используется только выжигание и морилка) , однако понять это с первого взгляда почти невозможно.