Родина знаменитой » Золотой росписи»? 17 век. Ковернино Хохлома…

Родина знаменитой » Золотой росписи»?

  • 17 век. Ковернино
  • Хохлома
  • Городец основан Юрием Долгоруким в 1152 году для защиты восточных границ Суздальского княжества от волжских булгар. Здесь, возвращаясь из Орды, скончался князь Александр Невский. Недалеко от Городца находятся село Хохлома, родина знаменитой “золотой” росписи деревянной посуды, и город Семёнов — современный центр этого промысла.Городец основан Юрием Долгоруким в 1152 году для защиты восточных границ Суздальского княжества от волжских булгар. Здесь, возвращаясь из Орды, скончался князь Александр Невский.В 1238 году город был сожжён войсками Батыя, а в 1408 году — ханом Едыгеем. От прошлого сохранились древний городской вал и провинциальная застройка XIX века, но город знаменит не архитектурными памятниками, а ремёслами. На Городецких домах встречаются удивительные по красоте образцы деревянной домовой резьбы.Интересна экспозиция местного музея. Сюжеты росписи прядильных досок позволяют представить быт и традиции прошлого. Резьба пряничных досок возникла в XVII веке (в Городце ежегодно выпекалось до десяти тысяч пудов пряников тридцати сортов) . И поныне лучшим сувениром из этих мест является Городецкий пряник.Недалеко от Городца находятся село Хохлома, родина знаменитой “золотой” росписи деревянной посуды, и город Семёнов — современный центр этого промысла.[ссылка появится после проверки модератором] Когда же возникло искусство золотой Хохломы? Мы не располагаем данными, чтобы ответить определенно на этот вопрос. Вероятно, мастера Заволжья начали расписывать посуду задолго до того, как освоили технику «золотой» окраски. Еще в XIX веке наряду с «золоченой» деревянной посудой здесь изготовляли и дешевые чашки и солонки, поверхность которых украшалась только простейшими геометрическими узорами — розетками, ромбиками, спиралевидными завитками и волнистыми линиями, наносимыми штампиком или кистью.Знакомясь с сохранившимися в музеях деревянными сосудами XV, XVI и XVII веков, изготовлявшимися при монастырях, мы не находим среди них изделий, поверхность которых была бы окрашена в золотистый цвет приемами, близкими Хохломе. Они похожи на хохломские лишь по форме, киноварному фону, а иногда и по украшающим их золотым пояскам, но пояски эти нанесены порошком твореного золота, который не применяли в Хохломе.

Самые близкие хохломской росписи приемы мы встречаем у иконописцев. Мастера древней Руси умели экономить дорогостоящий металл. Чтобы окрасить фон иконы в золотистый цвет, они использовали иногда не золото, а порошок серебра. После выполнения живописи икону покрывали лаком, приготовленным из льняного масла, и подвергали прогреванию в печи. Под влиянием высокой температуры пленка лака приобретала золотистый оттенок, а серебряный порошок, просвечивающий сквозь нее, делался похожим на золото. Особенно широкое распространение этот прием получил в XVII — XVIII веках, когда убранство русских храмов становится особенно богатым и пышным. В них создаются высокие золоченые иконостасы с большими иконами.

В золотистый цвет окрашиваются киоты и церковная мебель. Приемы письма серебром вместо золота в это время стали известны широкому кругу русских иконописцев.Наиболее вероятно, временем возникновения искусства хохломской росписи была вторая половина XVII и начало XVIII века, когда глухие керженские леса стали местом поселения старообрядцев, спасавшихся от преследования царского правительства и церковных властей. После церковных реформ здесь искали убежища противники патриарха Никона, вынужденные покинуть Москву и крупнейшие русские города. Спасаясь от расправы, бежали сюда и участники соловецкого старообрядческого бунтаhttp://www.octopus.msk.ru/win/hokhloma-history.html

  • Одним из наиболее древних промыслов на территории нижегородской области является хохломская роспись по дереву. Возник он в селах, расположенных по берегам реки Узолы в конце 17 века. В Заволжье эта технология получила широкое расространение благодаря мастерам-старообрядцам, бежавшим сюда от преследования властей. Хохлома — название большого торгового села, куда мастера привозили свои изделия на продажу. Позднее и весь промысел получил название хохломской росписи. Издавна в хохломской росписи использовались три цвета: красный, черный и золотой, которые сохранились и поныне. Такая цветовая палитра обусловлена технологией изготовления, а также имеет свой символический смысл. Сложился и особый тип орнамента: «травка» — красные и черные стебли травы; «пряник» — ромб на донце чашки, блюдца, тарелки, выполненный черной и красной краской толстыми линиями; «кудрина» — цветок с вьющимися стеблями и завитками; «под листок», «под ягодку» — изображение ягод и листьев. истоки растительных узоров хохломы в культуре Руси 17 века, периоде, названном «русским узорочьем». Но был и символический смысл. Золотые и серебряные листья, травы, цветы являли для русского человека богатую, счастливую жизнь, несли в себе свет и добро.Золото — благородный красивый материал — редко встречается в природе. Из золота уже в очень давние времена создавали украшения и посуду. В России она подавалась на богатых царских трапезах и боярских пирах. Кроме того, сусальным или творёным золотом расписывали крашеную, чаще всего красным цветом, посуду. Сусальным называют очень тонкие листочки этого металла, которые осторожно приклеивают на заранее отмеченные места, а творёным — мелкий золотой порошок, разведенный специальным раствором. Его наносили, как краску, кистью. Эти приемы были известны иконописцам и миниатюристам — мастерам, украшавшим рисунками и орнаментами рукописные книги. Предметы и иконы, позолоченные таким образом, были дешевле изготовленных целиком из золота. Мастера — иконописцы изобрели ещё один способ «дешевой»позолоты: они покрывали олифой — варёным льняным маслом — листочки серебра и серебряный, приклеенный к поверхности иконы. Желтая пленка, высохшей олифы на серебре была очень похожа на золото. Крестьянские мастера олифой стали покрывать не серебро, а олово — серебристый, довольно часто встречающийся металл. Так и появилась на крестьянском столе золотистая хохломская посуда.