Россия в 19 веке Труд детей в разные эпохи Долгое время ребенок…

Россия в 19 веке

  • Труд детей в разные эпохи Долгое время ребенок считался взрослым человеком лишь тогда, когда начинал трудиться. В средние века дети бедных родителей могли с восьмилетнего возраста поступить в услужение в чужую семью. Просветители-романтики первыми выступили против применения детского труда, полагая, что дети должны занять это время обучением и игрой. Лишь в XIX веке взрослые стали задумываться об ограничении труда маленьких детей. Так, например, фабричные акты 1840-х годов впервые защитили детей Англии от неограниченной эксплуатации на работе. Теперь их не могли заставить работать в тяжелых условиях, должны были давать время для отдыха, платить достойную плату за труд. Контроль над работой ребенка на фабриках, рудниках возлагался на его отца. Частичный контроль над эксплуатацией детей в сельском хозяйстве и работой по дому могла осуществить школа. Работа вплоть до XIX века была частью детского образа жизни, труд детей использовался на грани их возможностей. Старшие дети в течение дня чаще всего были предоставлены самим себе. Они проводили почти весь день на улице, но при этом постоянно добывали продукты питания, бегали с поручениями и выполняли различные просьбы за небольшое вознаграждение. Девочек рано привлекали к домашней работе и к присмотру за младшими братьями и сестрами. Вклад детей в семейный «бюджет», о котором сообщают историки, состоял в собирании съестного. Работа детей часто наносила ущерб их здоровью, нарушала физическое развитие. Кроме того, она мешала школьному образованию. Для детей, которые до и после школы были вынуждены работать, часы, проведенные в школе, часто давали единственную возможность отдохнуть. Учитель из одного местечка в Германии, где жили рабочие-надомники, заметил, что его ученики во время занятий всегда дремлют: ведь они работали до ночи. Как и многие фабричные рабочие, надомники часто выступали против посещения школы их детьми. В России после революции 1917 года обязательным для каждого ребенка считался труд и профессиональное образование. Руководители государства того времени считали, что только благодаря труду могут вырасти всесторонне развитые люди. Привлечение детей к производительному труду было необходимым для страны, каждый ребенок должен был чувствовать себя маленьким работником во взрослом обществе. В период утверждения капиталистического способа производства применение наемного труда детей (начиная с 5-6 лет) стало обыденным явлением. Говоря о причинах появления детского труда при капитализме, Карл Маркс писал: «Поскольку машины делают мускульную силу излишней, они становятся средством применения рабочих без мускульной силы или не достигших полного физического развития, но обладающих более гибкими членами. Поэтому женский и детский труд был первым словом капиталистического применения машин! » Развитие и воспитание детей проходило в ходе общественно-полезной деятельности: в сельскохозяйственном труде, на производстве, в специальных лабораториях. Ученые-педагоги (М. В. Крупенина, В. Н. Шульгин) хотели даже превратить каждую школу в цех завода. По их мнению, детство должно было проходить на общественной работе и в практических делах. После споров и дискуссий в советском обществе стали считать, что детский возраст не время для подготовки к труду. Основными видами деятельности детей стала учеба и игра, занятия по развитию способностей. Большую роль в воспитании ребенка стали отводить институту школы. Однако элементы труда в жизни маленьких граждан все же присутствовали в течение многих десятилетий. Всестороннее воспитание школьника подразумевало умственное, нравственное, эстетическое, физическое и трудовое воспитание. Многие из нас еще помнят те времена, когда в школьные годы занимались сбором лекарственных трав, убирали улицы во время специальных субботников, собирали макулатуру (старую бумагу) и металлолом (ненужный металл) .