В мифологии каких стран есть упоминания о «морских…

В мифологии каких стран есть упоминания о «морских людях», т. е. людях, живущих под водой?

  • Помимо людей и всевозможных духов, по нивхским поверьям, землю населяют различные мифические существа: карлики, «лесные люди» , «морские люди» , великаны и прочие. В материалах Р. Аустерлица есть сюжет о генигвне — «берущем человеке» . Он обитает поблизости от нивхов и имеет привычку приходить к людям с различными просьбами. Однажды недобрый человек положил в протянутую двупалую руку генигвна горячий уголек. Он ушел, причитая от боли. С тех пор геяигвнии откочевали подальше от нивхов, и их перестали встречать. Есть рассказы, в которых фигурируют карлики, так называемые палонгу у амурских нивхов или тагояявапкху у сахалинских. Этим мифическим существам нивхи приписывают образ жизни, сходный с их собственным: карлики ловят рыбу, воспитывают детей, общаются с нивхами. У сахалинских нивхов много раз записывались варианты тылгура о чхарурах — «морских людях» . Эти обитатели моря и побережья якобы любят подъезжать на своих лодках близко к нивхским, отчего часто лодки людей переворачиваются. Во избежание этого рекомендовалось брать с собой заячью шкурку и показывать ее чхарурам, которые панически боятся зайцев. И на вопрос о любимом блюде нивхи должны отвечать: «зайчатина» . Таким способом можно обезопасить себя при общении с чхарурами.
  • По логике — в мифологии тех стран, которые имеют выход к морю. Но точно припомнить могу только Грецию. Там же был бог Посейдон и еще всякая мелкая подводная тусовка, наяды там, нереиды…
  • Водяные существа — разновидность сверхъестественных существ, символизирующих в еще большей мере, чем рыбы (которым тоже часто придавали фантастический вид) , живительную силу влажных элементов, что преимущественно связывают с «женской «стороной космоса.В древнеиндийской мифологии апсары являются прежде всего небесными танцовщицами в свите бога Индры, которые, однако, когда спускаются на землю, обитают в воде (большей частью в прудах, заросших лотосом) . Здесь они пытаются своим искусством соблазнения вывести аскетов из состояния одухотворенности. Любовь между водяной нимфой Урваши и царем Пуруравосом является темой захватывающей поэмы Калидасы (ок 500 н э) .Сходные мотивы есть также и в европейских сказаниях, причем браки людей с водяными женщинами (ундинами или мелюзинами) большей частью не являются подлинными и продолжительными.Нимфы, русалки и другие женские водяные существа изображаются большей частью с человеческой верхней частью тела и рыбьим хвостом, что означает, следовательно, лишь фрагментарность олицетворения женской сущности. Соблазняют они своим сладкоголосым пением и своими длинными светлыми волосами, которые они расчесывают золотыми гребнями (например, Лорелея на Рейне) , приводя большей частью к гибели восхищающихся ими мужчин.Некоторые сказания сообщают о стремлении водяных женщин вступить в брак с земным мужчиной, чтобы затем похитить его душу (которая отсутствует у них, как у примитивных природных существ) . Прообразы средневековых европейских водяных женщин — наяды, нереиды и сирены античной мифологии — представали, с одной стороны, как пугающие нимфы источников, а с другой — как опасно соблазнительные для человека существа.Сирены — в греческой мифологии демонические существа, унаследовавшие от матери-музы божественный голос, а от отца дикую стихийность. Число их колеблется от двух-трех до целого множества. Они обитают на скалах, усеянных костями и высохшей кожей их жертв, которых Сирены заманивают пением, сводящим все живые существа с ума. Мимо острова Сирен проплыл Одиссей, привязав себя к мачте корабля и залив воском уши своих товарищей. Когда аргонавты плыли мимо острова Сирен, Орфей заглушил их голоса своим пением и игрой на лире.
  • В фольклоре жителей Оркнейских и Шетландских островов морские фейри. Родичи шотландских роанов. Это тюлений народ, добрые существа с карими глазами. Тюленьи шкуры позволяют им жить в море, однако они время от времени должны выныривать, чтобы глотнуть воздуха. По некоторым источникам, селки — потомки людей, изгнанных в море за свои преступления. Вот почему их так тянет на сушу. Когда селки выходят на берег, то сбрасывают шкуры и превращаются в писаных красавиц. Если шкуру украсть, селки останется на суше. Если она выйдет замуж, у ее детей будут маленькие рожки между пальцами: вдобавок, они приобретут целительские способности. В отличие от роанов, селки сурово мстят за обиды: насылают шторма, переворачивают рыбацкие лодки, рвут сети и выпускают на волю рыбу. Селки можно призвать: для этого следует во время прилива сесть на камень у воды и уронить в море семь слезинок.
  • Судя по легендам, украинские русалки порядком отличаются от своих западноевропейских сестриц-ундин и классических античных сирен. В давних верованиях украинцев существуют упоминания о морских людях, точнее – полурыбах-полулюдях, покрытых чешуей, имеющих длинный, весьма гибкий рыбий хвост. Они бывают двух полов и обитают в море, слагают и поют в море красивые песни. Именно от них научились петь свои грустные баллады чумаки. Кроме того, среди мифических существ есть мелюзины – полуженщины-полурыбы. Этнографы считают, что поверья о них распространились по Украине через апокрифические христианские легенды о переходе Моисея через Красное море и немецкие и польские истории о фее Мелюзине. Западноевропейская Мелюзина была чаще полуженщиной-полузмеей. По легендам, она за грехи по субботам становилась змеей и поэтому запрещала собственному мужу видеться с ней в этот день. Французские предания утверждают, что Мелюзина даже родила десять детей, но, когда открылась ее двойная натура, превратилась в крылатую змею и исчезла.В украинских легендах и верованиях мелюзинами-полурыбами становятся девушки, умершие перед венчанием. Мелюзины могут быть довольно коварными. Притупив бдительность людей, мелюзины могут им очень навредить (по некоторым верованиям – даже съесть) . А вот женщины-змеи часто встречаются в сказках Центральной Украины. В одной из них вокруг шеи сонного мальчика обвилась змея и превратилась потом в царевну каменного царства. За то, что ребенок не убил ее, она всю жизнь помогала ему и даже подарила рубашку из змеиной кожи. В другой сказке парень спасает змею из горящей скирды. Она превращается в красавицу и становится его женой. Но однажды недалекий муж обзывает ее гадиной, и она навсегда исчезает, а дети их превращаются в соловья и жабу. Однако в природе русалок по легендам нет ничего двойственного, да и описывают их чаще вовсе не чешуйчато-хвостатыми. Хотя о происхождении этих созданий в украинской демонологии (верованиях в духов, вредящих и помогающих людям) есть разные истории.Водяные нимфы или живые мертвецы? Человекоподобным существам-духам, обитающим в воде, в отечественной мифологии придается особенное значение. Всякий водяной символ – потенциальная возможность и доброго, и злого. Вода имеет двойственную сущность: может быть и помощницей, и местом обитания темных сил. Исследователи утверждают, что обитательницы водоемов – русалки – в древней славянской мифологии связаны с мифом о Праматери Ладе. Весной, когда природа праздновала воскресение и возврат Адониса – Свентовита, они выходили из воды и водили хороводы по лугам, полям и лесам. Подтверженные влиянию Лады такие существа чаще оказывались неопасными при условии мирного сосуществования человека и природы. Но даже в древней мифологии обнаруживается интересная их особенность: водяные создания очень своенравны и часто наделены сверхстрастностью. Древние тексты, дошедшие до наших дней, говорят о том, что воды, в которой обитают «водяные служители» и «водяные змеи-царицы» – знак эротического горения. Поэтому и русалки были носителями лихорадочно-страстного любовного припадка. В Славянском районе до наших дней бытует легенда о «русальих волосах» – тонких, спутанных в клубки водорослях, будто без корней. Они могут оплести тело пловца, возникая в воде «из ничего» . По одним поверьям, «русальи волосы» предсказывают скорую страсть (то есть предупреждают о ней) , а по другим – сами вызывают в человеке сумасшедшее любовное томление. Более позднее происхождение имеют представления о злой и нечистой природе русалок. Украинский этнограф XIX века Василий Милорадович считал, что русалки – лишь разновидность «живых мертвецов» . В народных поверьях тех, кто умер неестественной смертью, называют часто «заложными мертвецами» , что после кончины не находят покоя. Среди них оказывались утопленники и дети, умершие некрещеными. Русалки же как раз и есть души молодых женщин, девушек и детей.
  • В Скандинавии, Шотландии и Ирландии распространены легенды о людях, живущих в море в облике тюленей и только иногда, при появлении на берегу, превращающихся в человека. По некоторым преданиям, тюлени считались падшими ангелами, по другим — душами утонувших людей или жертвами заклятий. В ирландских семьях существовало поверье, что предками людей были тюлени. В легендах о русалках тюлени обычно фигурируют как их неизменные спутники.Китайский речной дух Хэ-бо был очень хорош собою: высокого роста, белолицый.. . Вот только хвост у него был, как у рыбы. Владыка Хэ-бо ездил под балдахином из листьев лотоса на колеснице, запряженной драконами. О жизни водяного духа повествуют многие легенды, а древнекитайские поэты даже слагали про него стихи:Дух! Палаты твои Чешуей серебристой покрыты, Твой дворец — из жемчужин, Ворота — из раковин красных.. . В те далекие времена в Китае существовал обычай: каждый год в жены владыке Хэ-бо отдавали новую девушку. Традиция требовала умилостивить Хэ-бо, ведь речной дух повелевал водной стихией и мог наслать наводнение или, наоборот, засуху. Для этого каждый год из дома в дом ходила шаманка, выбирая невесту для Хэ-бо, пока не находила подходящую. Девушке давали приданое, купали, одевали ее в новые шелковые одежды и отводили в специальное помещение, где она жила в уединении десять дней, питаясь вином и мясом. В день свадьбы жители собирались на берегу реки, родственники прощались с невестой духа Хэ-бо, шаманка с ученицами укладывали ее на узорчатую постель с разноцветными циновками и опускали это ложе на воду. Музыканты играли веселую свадебную музыку, и ее звуки смешивались с криками несчастной тонущей жертвы.В Средней Азии, недалеко от города Кара-Хисар, есть большое озеро Ойнар-гель, посередине торчит из воды скала. Там, как утверждает старинное предание, живут красавицы су-кызлары — наполовину девы, наполовину рыбы. Они выходят в солнечный день из воды на камень и расчесывают золотые косы. Глаза у них голубые, брови — изогнутые, подбородки круглые, кожа белая-белая. Бывает, что парни целыми днями стерегут красавиц у озера, да только напрасно: как увидят сукызлары человека, бросаются в воду и больше не появляются.В Малой Азии целый народ связывал свое возникновение с эпизодом, описанным в греческом мифе. Морская нимфа превратилась в тюленя, чтобы избежать навязчивого преследования сына Зевса. Однако было поздно: вскоре она родила от него сына. Его назвали Фокус — «тюлень». Фокойцы гордились своим происхождением от морской нимфы, и изображение тюленя красовалось на их монетах.